Программа наблюдения учебного занятия Цель посещения: определить рациональность структуры урока 1. Структура урока. 2. Реализованы ли дидактические задачи каждого этапа урока. 3. Рациональность продолжительности каждого из этапов урока. 4. Целесообразность ли последовательность частей с точки зрения целей данного урока. 5. Взаимосвязаны ли этапы урока. 6. Соответствует ли структура урока логике учебного материала. 7. Целесообразна ли избранная учителем структура урока с точки зрения его результативности. __________________________________________________________________________________ Цель посещения: установить целесообразность методов и средств обучения 1. Какие наглядные пособия, ТСО, наглядности использовались на уроке. 2. Целесообразность их использования, рациональность их применения с точки зрения цели и содержания урока. 3. Методы обучения, использованные на уроке (для изложения и разъяснения нового материала, для формирования новых умений м навыков, для закрепления и проверки ЗУН и т.п.) 4. Соответствие выбранных методов целям и содержанию урока. 5. Соответствие выбранных методов уроню подготовки учащихся. 6. Соотношение между методами, активизирующими умственную деятельность учащихся или методами, не вызывающими значительных умственных усилий (репродуктивных). 7. Анализ, характер деятельности учителя · уровень педагогических требований к учащимся; · речь учителя и общий стиль поведения; · показ учителем образца ответа, записи, действий; · использует ли учитель дидактический материал с целью интенсификации и экономии времени на уроке; · обеспечивают ли выбранные методы и средства обучения высокую эффективность усвоения знаний и развития умений. ____________________________________________________________________________ Цель посещения: определить умения ставить цели и планировать деятельность свою и ученика 1. Умеет ли учитель ставить цели при планировании урока. 2. Умеют ли учащиеся ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока. 3. Умеет ли учитель отбирать содержание к уроку в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учащихся. 4. Могут ли школьники воспринимать и перерабатывать информацию. 5. Умеет ли учитель отбирать дидактический материал, наглядные пособия и ТСО в соответствии с целями урока. 6. Умеют ли ученики работать с дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО. 7. Умеет ли учитель планировать СУМ, ФОПД, МО в соответствии с целями и задачами урока. 8. Умеют ли учащиеся планировать свою деятельность в соответствии с заданными целями и содержанием урока. Цель посещения: определить уровень умения эффективно организовать деятельность свою и ученика. 1. На сколько эффективно была организована деятельность учителя во времени в соответствии с целями и задачами урока. 2. Умеют ли учащиеся организовывать свою деятельность во времени в соответствии с заданными целями и задачами. 3. Эффективно ли учитель организовал свое рабочее место и место ученика в соответствии с заданными нормами. 4. Умеют ли ученики организовывать свою деятельность на рабочем месте. _______________________________________________________________________________________ Цель посещения: определить учет возрастных особенностей учащихся на уроке 1. Соответствие цели урока и сложности решаемых учебных задач возрастным возможностям учащихся. 2. Соответствие степени абстрактности и технологической сложности материала уровню физического созревания и психического развития учащихся. 3. Дифференцированность подхода к учащимся с учетом особенностей их соматического и психологического развития. ____________________________________________________________________________________ Цель посещения: определить, насколько успешно учитель использует воспитательные возможности урока 1. Нравственное поведение учителя. 2. Соблюдение и развитие нравственных традиций урока. 3. Использование учебного материала для активного влияния на нравственное сознание учащихся. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА 1. Дружественность, доброжелательность (Правильно ли я Вас понял, коллега?) 2. Ищите в уроке лучшее, а не худшее. 3. Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам. 4. Слушайте других, не повторяйтесь. Помните о разнообразии умов. 5. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог. 6. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него. 7. Не поучайте учителя, а учитесь и продумывайте рекомендации по совершенствованию урока.
|