СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Изучение
информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на ступени основного
общего образования направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний, составляющих основу
научных представлений об информации, информационных процессах, системах,
технологиях и моделях;
·
овладение умениями работать с различными
видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную
деятельность и планировать ее результаты;
·
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
·
воспитание ответственного отношения к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного
отношения к полученной информации;
·
выработка навыков применения средств ИКТ в
повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в
учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке
труда.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов.
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация
описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и
процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение,
передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации.
Единицы измерения информации. Управление,
обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник
информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи
алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения,
операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты
компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное
взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.
Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего
назначения. Представление о программировании.
Информационные
процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные
ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и
право.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные устройства ИКТ
Соединение
блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по
управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке
и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Оперирование компьютерными
информационными объектами в наглядно-графической форме (графический
пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита
информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных
параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для
хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных
продуктов, услуг связи.
Образовательные области
приоритетного освоения: информатика
и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).
Запись средствами ИКТ
информации об объектах и процессах окружающего мира (природных,
культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
-
запись изображений и звука с использованием
различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер,
сканеров, магнитофонов);
-
текстов, (в том числе с использованием сканера и
программ распознавания, расшифровки устной речи);
-
музыки (в том числе с использованием музыкальной
клавиатуры);
-
таблиц результатов измерений (в том числе с
использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты.
Создание текста посредством квалифицированного
клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа
с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.
Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков,
таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной
публикации (доклад, реферат).
Образовательные
области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины,
филология, искусство.
Базы данных. Поиск данных в готовой
базе. Создание записей в базе данных.
Образовательные
области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание
(экономика и право).
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов
графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых
графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов
и шаблонов.
Образовательные
области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.
Звуки, и видеоизображения. Композиция
и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Образовательные
области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в
различных предметных областях.
Поиск информации
Компьютерные
энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных
источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые
машины; формулирование запросов.
Образовательные
области приоритетного освоения: обществоведение,
естественнонаучные дисциплины, языки.
Проектирование и
моделирование
Чертежи. Двумерная и трехмерная
графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование
графических объектов: выделение,
объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы,
планы, карты.
Простейшие управляемые
компьютерные модели.
Образовательные
области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство,
география, естественнонаучные дисциплины.
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство
моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к
графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним,
представление формульной зависимости на графике.
Образовательные
области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
Организация информационной
среды
Создание
и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста,
веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация
информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная
почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и
получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных
объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры
организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Образовательные
области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки,
обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения
информатики и информационн0-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
·
виды информационных процессов; примеры источников и приемников
информации;
·
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип
дискретного (цифрового) представления информации;
·
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций:
следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
·
программный принцип работы компьютера;
·
назначение и функции используемых информационных и ком-муникационных
технологий;
уметь
·
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами,
списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить
простые алгоритмы;
·
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать
информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры
антивирусной безопасности;
·
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем
памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
·
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию
страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания;
использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы
представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от
одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические
представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с
использованием основных операций графических редакторов, учебных систем
автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых
изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
·
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в
базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации
(справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов
по различным учебным дисциплинам;
·
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой,
цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены,
эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и
чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме
блок-схем);
·
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей
объектов и процессов;
·
создания информационных объектов, в том числе для оформления
результатов учебной работы;
·
организации индивидуального информационного пространства, создания
личных коллекций информационных объектов;
·
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм.
|